Химичат и недоливают на половине АЗС

На 55 млн рублей в общей сложности были оштрафованы АЗС по всей России за нарушения, выявленные в ходе внештатных проверок. Рейды на автозаправочных станциях проводились в рамках исполнения поручений президента РФ и премьер-министра органами прокуратуры совместно с Росстандартом. Целью проверок являлась предотвращение продажи на российском рынке некачественного и контрафактного топлива.

Всего за три месяца — с конца мая по сентябрь текущего года — внеплановые проверки были проведены примерно на 10% всех российских АЗС.

Инспекция посетила более 3,1 тыс. заправок, и на 1342 из них обнаружила нарушения стандартов, то есть более чем на 40%

Для сравнения в предыдущие годы количество заправок, работавших с нарушениями, составляло около 33% от общего числа. В Росстандарте ухудшение показателя связывают именно с внеплановым характером проверок.

Большая часть нарушений — порядка 50% — связана с несоответствием стандартам физико-химических показателей топлива. Проблемы с составом топлива выявлены на 625 АЗС.

Кроме того, в ходе проверок установлено внушительное количество фактов недолива топлива. Штрафы за такое нарушение получили 420 бензоколонок.

По нормативам, на 10 литров недолив может составлять 0,25 мл. При этом проверяющими были выявлены факты недолива в диапазоне от 0,41 мл. до 280 мл. В Росстандарте подсчитали, что при обороте АЗС в среднем 4-5 тонн топлива в день, максимальный недолив на некоторых заправках составлял 140 литров в сутки.

Остальные нарушения — более 700 штрафов — связаны с отсутствием у продавца необходимых сертификатов и нарушениями правил информирования потребителей о свойствах топлива.

Более половины нарушений пришлись на независимые АЗС.

При этом на таких заправках подавляющем большинстве (600 из 625 штрафов) выявлялись нарушения физико-химических показателей бензина и дизельного топлива. Тем не менее, в Росстандарте отмечают, что к качеству работы крупных и известных сетей АЗС также есть нарекания, правда, не связанные непосредственно с качеством автомобильного топлива.

Замруководителя Росстандарта Алексей Кулешов считает, что для решения проблемы есть несколько мер. «Необходимо поднимать административные штрафы, — рассказал „Газете.Ru“ Кулешов.

Даже самые крупные штрафы — порядка 300 тыс. рублей — не заставляют владельца АЗС устранять нарушения. Поэтому необходимо применять к недобросовестным компаниям оборотный штраф и другие санкции, вплоть до приостановления деятельности.

Кроме того, сегодня владелец АЗС понимает, что по закону следующая внеплановая проверка может проводиться не ранее, чем через три года, и не спешит устранять нарушения. Поэтому важно внедрять так называемый риско-ориентированный подход. Так, инспектор должен проводить проверки точечно, на наиболее небезопасных для потребителя предприятиях».

Собеседник отмечает, что необходимо и утверждение на законодательном уровне новых требований регламента проведения таких проверок на АЗС. «Изъятие проб должно быть разрешено не только из резервуаров, что иногда технически невозможно сделать, а из прямо из заправочного пистолета. Кроме того, эту процедуру стоит разрешить проводить при понятых, если владелец бензоколонки долгое время отсутствует на месте», — поясняет Кулешов.

По результатам проверок Росстандартом был подготовлен доклад, который будет представлен Владимиру Путину.

Напомним, что на проблему некачественного топлива президент обратил внимание в конце апреля текущего года. На совещании с членами правительства Путин напомнил, что в ходе «прямой линии» автомобилисты жаловались на качество бензина и дизельного топлива. В результате Путин поручил Генпрокуратуре заняться вопросом качества реализуемого автомобильного топлива.

«Это же хищение, на самом деле. Это ведет не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено, и так далее. Но это же просто обман потребителя на самом деле», — заявил тогда глава государства.

В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров тогда отметил, что проводимые до этого проверки показали, что основные нарушения допускают не нефтеперерабатывающие заводы, а автозаправочные станции.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша точку зрения министра не разделяет. «Нарушения химического состава топлива допускают не АЗС, а нефтебазы, где этот продукт производится, — рассказал „Газете.Ru“ Аркуша. —

На самих АЗС могут и не знать, что продают. Поэтому надо не по хвостам бить, а перекрывать каналы таких поставок».

Собеседник считает, что не все из предлагаемых сейчас мер по ужесточению контроля ответственности за качество топлива адекватны.

«Например, увеличивать административные штрафы, которые и сейчас могут достигать нескольких сотен тыс. рублей — излишняя мера, — считает эксперт. — Другое дело — риско-ориентированный контроль — когда делается экспресс-анализ качества топлива, а не сразу полноценное лабораторное исследование. Это и дешевле, и позволяет охватить большее число АЗС. Кроме того, возможно имеет смысл внести коррективы в законодательство, с тем, чтобы инспектора могли проверять качество топлива чаще, а не раз в три года».

Газета.Ru

Источник Автор: АдминСайта